Форум Елены Артамоновой

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Греция

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Т.к. актива на форуме недостаточно чтобы устраивать конкурсы для пополнения данного раздела, а удалять произведения поглощенных Колодцем мы не будем, то было решено пополнять раздел там, что может оказаться для авторов полезным.
Например, сведениями которые не изучают в школе.
В дальнейшем блоки информации будут как-то упорядочены/запутанны ссылками на серии сообщений, а пока я начну с того, на какую из открытых вкладок ткнула первой :D :

Мелика
Вики:

Ме́лика (от греч. μελικός сопровождаемый пением, распеваемый <стих>) — в отечественной классической филологии общее название лирической поэзии древних греков, предназначенной для распевания сольно (в этом случае филологи говорят о «монодической мелике») или хором («хоровая мелика»).
Термин «мелика» употребляется ограничительно — в основном, по отношению к канону «мелических поэтов» (см. Девять лириков)[1]. Сольная мелика использовалась для любовных песен, а хоровая — для исполнения гимнов в честь богов и людей.

Античное определение «хоровая» (в лирических жанрах) зачастую соответствует современному «ансамблевая». В классический период коллективы были, как правило, небольшими (даже в трагедии, например, хор состоял всего из 12 музыкантов), редко приближаясь по размеру к тому составу, который ныне классифицируется как «камерный хор» (в позднейшей античной комедии, например, хоровой коллектив состоял из 24 музыкантов)[2]. С музыкальной точки зрения как «монодическая», так и «хоровая» мелика распевалась одноголосно, принадлежала монодическому складу (в хоре — пение в унисон); по общему признанию, полифонии античность не знала. По типу стиха мелическая поэзия относится к силлабо-метрическому стихосложению, а сами мелические размеры также называются логаэдами.

В широком смысле «мелическими» (если понимать под ними не только предназначенные, но и пригодные для распева стихи) у греков были не только силлабо-метрические, но и метрические стихи (например, распевались ямбы), что с очевидностью следует из сохранившихся памятников древнегреческой вокальной музыки[3].

Несмотря на многие упоминания о распеве лирических стихов в художественной, справочной и научно-популярной литературе греков и римлян, никаких специфических (точно документированных) свидетельств о том, как именно взаимодействовали слово и музыка в мелической поэзии (например, у Сапфо или Стесихора), не сохранилось. Музыковеды и стиховеды, исследующие античное наследие, выдвигают на этот предмет прямо противоположные гипотезы (М.Л. Гаспаров называет противоположные партии «музистами» и «ритмистами»[4]).


Теоретически, статьи можно раскапывать в районе и этого сайта, т.к. наличие книжных источников обнадеживает:

Монодическая мелика преимущественно развивалась в эолийских областях и особенно на острове Лесбос. Исходя из местных фольклорных песен, эолийские поэты ввели в литературу ряд новых стихотворных размеров, предназначенных для сольного пения под звуки лиры. Стихотворения эти обычно рассчитаны на определенную среду и обстановку, в которой они должны исполняться: это не только культовые и обрядовые песни, но и застольные, и свадебных, и любовные. Размышления на общие темы, характерные для элегии, здесь занимают лишь второстепенное место. Язык этой лирики также местный, эолийский.
Представители жанра: Сафо, Алкей (VII-VI в. до н.э., Лесбос), Анакреонт (VI в. до н.э.), Ивик (VI в. до н.э.)

Хоровая мелика ведет свое происхождение от культовой поэзии, от гимнов в честь богов. Из всех видов греческой лирики она сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом, потребности которых главным образом и обслуживала. Хоровая песня существовала, разумеется, повсеместно; но особенно культивировалась она в дорийских государствах. В них культовая поэзия служила для политических целей - например, для укрепления аристократической идеологии, для поднятия боевого духа, проще говоря, для пропаганды. Дорийский диалект так и остался преобладающим языком хоровой лирики.

Греки различали многочисленные виды хоровой песни в зависимости от повода, вызывающего ее, от божества, к которому она была обращена, от состава хора и характера пляски. Вот некоторые виды: пеан - гимн, посвященный Аполлону, дифирамб - гимн Дионису; энкомий - хвалебная песнь в честь определенного лица, эпиникий - песня, прославляющая победителя на общегреческих гимнастических состязаниях, парфений - исполнялся хором девушек, гипорхема - песнь, сопровождающаяся танцем.

В силу своего культового и обрядового характера хоровая лирика более архаична по способу исполнения, чем монодическая мелика или элегия. Слово остается связанным не только с музыкой, но и с ритмическими телодвижениями; песня исполняется традиционным обрядовым хором, который поет и вместе с тем пляшет. Музыкальная сторона была очень сложной. Хорический поэт был одновременно и композитором и балетмейстером (о, я поняла - в современности это мюзикл). Для каждого стихотворения составлялась особая музыка, часто даже для каждой строфы. Ритм выявлялся не только словом, но и плясовыми движениями хора. Греческая хоровая лирика отличается поэтому большой свободой ритмов, меняющихся от стихотворения к стихотворению, от строфы к строфе. Строфы эти весьма разнообразны и по своему внутреннему составу. Нигде в античной поэзии нет такого разнообразия и богатства ритмических форм, и очень часто в силу своей сложности это не поддается метрически адекватному переводу. Пиндара, например, в русском варианте переводят свободным стихом.
Представители жанра: Терпандр (считается создателем хоровой лирики), Алкман, Пиндар (ок. 518 - ок. 440 гг до н.э.), Вакхилид (ок. 505 - ок. 450 гг до н.э.)

Лирических произведений сохранилось ничтожно мало: в большинстве случаев это небольшие фрагменты, часто в одну-две строки, дошедшие до нас благодаря цитированию более поздними авторами. Если случайно сохранились какие-то цельные стихотворения, то обычно это хоровая лирика.

Источники: Тронский И.М. История античной литературы. Ленинград, 1946 г. (текст прочитан отсюда)
Античная литература. Греция. Антология. Ч.1/ Сост. Н. А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М., Высш. шк., 1989 - 512 с.
ВЗЯТО ОТСЮДА http://sf.uploads.ru/gadJw.gif


И внезапно без усилий с моей стороны заработали гиф вставленные в ссылки o.O

Теги: Греция, мелика

0

2

Мария Шелкопряд написал(а):

заработали гиф вставленные в ссылки


Очень красиво!  :cool:

0

3

Монодия
Вики:

Моно́дия (греч. μονῳδία — пение или декламирование в одиночку) — музыкальный склад, специфическим фактурным признаком которого является одноголосное пение или исполнение на одноголосном музыкальном инструменте (в многоголосной форме — с дублировками в октаву или унисон).

Монодия это в античной литературе в широком смысле — сольное пение под сопровождение какого-либо музыкального инструмента. Платон (Законы) разделяет мусические искусства на хоровое пение (choroidia) и монодию, последняя включает рапсодию (т.е. рецитацию эпоса) и пение под кифару или флейту. Специально словом «монодия» обозначалась сольная партия трагедии, исполнявшаяся актером. Трагическая монодия должна выражать скорбь и страдание, поэтому она определяется, как плач, френ. Образец монодии — партия Андромахи из одноименной трагедии Еврипида (строки 103-116). В современных изложениях древнегреческой литературы термин «монодия» часто обозначает сольную лирику (мелос) в противоположность хоровой. Монодия в этом смысле представлена в творчестве Алкея и Сапфо. Однако такого разделения в древности не было. Между хоровыми и сольными мелическими композициями не существовало принципиальной разницы ни в метрике, ни в содержании. Торжественная лирика предназначалась исключительно для больших, хорошо подготовленных хоров, простейший мелос мог исполняться как хором, так и одним певцом.

Источник: https://www.litdic.ru/monodiya/ .

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC